Категория: Новости

Подделки НЛО: как делаются? Лжетарелки Микирова и что мы фотографируем в небе.

В интернете и в печати можно встретить много фото- и видеоматериалов об НЛО. Но насколько можно им доверять?

 В 1959 году сотрудник полярной станции в Тикси Е.Мурашов решил сфотографировать метеорологическую площадку. Когда же он проявил пленку, то, увидел на ней изображение какого-то странного, похожего на светящийся волчок предмета, парящего над площадкой. Этот "НЛО" будоражил умы советских граждан, периодически появляясь в печати, пока в 1961 году А.Микиров (кандидат физико-математических наук) не предположил, что лучи от яркого источника света (прожектора на метеоплощадке), отражаясь от линз и оправ объектива, образовали на темном фоне неба изображение светящегося округлого тела, которое и появилось на снимке, сделанном Мурашовым. Догадка ученого была опубликована в газете "Комсомольская правда" от 8 января 1961 года. С тех пор в советской уфологической литературе появился термин "лжетарелки Микирова".

Легендарная "Лжетарелка Микирова" Е.Мурашова, 1959 год

Сам оптический эффект - довольно распространенное явление, такие засветки от линз возникают везде, где, собственно, используются линзы. В различного рода технической литературе для его обозначения используются термины "катадиоптрия" или "lens flares". Уфологизация термина появилась в 1960-е годы, когда множество фотографов принялись выдавать засветки на фотографиях за предполагаемые НЛО.

Общие характеристики. "Лжетарелки Микирова" зачастую возникают на фотографиях при съемке ночью, когда сбоку находится яркий источник освещения (автомобильные фары, фонарь и т.д.). Есть и дневные фотографии, здесь главный виновник Солнце. Луч света, отражаясь от оптики, формирует переотображение светового луча. При таких условиях на фотографиях появляются яркоочерченные артефактные объекты различных форм и размеров, вплоть до тумана (дымки).

Как они выглядят? Обычная их форма — овальная, она характерна для "мыльниц". Ромбы возникают в многолинзовых фотоаппаратах. Самая интересная "лжетарелка Микирова" - форма Юлы (куполообразный НЛО). А в целом, они могут иметь различные формы, цвета и размеры (в зависимости от расстояния и угла зрения к яркому источнику света в кадре, который и является ответственным за артефакт). Иногда бывает так, что сам источник света остался за кадром.

Распространенные формы "лжетарелок Микирова"

Интересно, что в настоящее время данный эффект используется в компьютерных играх, фильмах, в графических редакторах и т.д. для придания сценам фотореалистичности. 

Наложение эффекта "Lens Flare" в программе "Photoshop"

Характерные примеры "Лжетарелок Микирова" из уфологической практики

Конец 1990-х. город Луцк (Кордунов И.Н.) "Лжетарелка Микирова" возникла от городских огней.

27 января 1991 года, г. Воткинск, респ. Удмуртия, блик на ночном фото

30 ноября 2013.
Блики чуть не приняли за "НЛО над храмом". Автор - Евгения Смирнова, Самара.

 На фото обычный блик от Солнца на оптике камеры.

Что мы фотографируем в небе?

Фотоаппарат не умеет отсеивать «привычное». Он фиксирует все, и не интерпретирует ничего. Если что-то зафиксировано им движется и имеет небольшой угловой размер, то он и зафиксирует «расплывчатое небольшое пятнышко», не больше и не меньше. А так как мы в момент съема «ничего не видели», то иначе как НЛО интерпретировать эту «пятнышко» не можем, потому что «ее не было видно». Вот, судите сами. Я специально сделал снимок птиц в небе. Это вам ничего не напоминает? 

Подобных кадров приходит просто огромная масса. Порой, кажется, что авторы снимков просто таким образом специально выдают кадры с птицами за НЛО, в надежде, что определить что именно сфотографировано на таких кадрах практически невозможно, особенно если птица была далеко. 

Солнце склоняется к закату, день подходит к вечеру. И здесь вновь мы должны опять увидеть нечто необычное ... Точнее мы это видим каждый день и ничего необычного здесь нет. Но стоит поднять объектив камеры мобильника чтобы сфотографировать закат Солнца, и в кадре снова появляется «НЛО»: 
Удивившись тому, что такой темный объект мы не можем заметить глазами, делаем еще один снимок: 
Вам не кажется, что НЛО приблизилось к нам? Сейчас будет контакт? Вылезут «зеленые человечки»? Никак. К сожалению и в данном случае никакого НЛО и в помине. А тот странный темный объект является ничем иным чем Солнцем. Да, именно Солнцем - самой яркой звездой нашего небосвода. Звездой, что своим сиянием дает нам тепло, свет, а с помощью растений кислород, вместе с которым и жизни. 

Почему же камера показывает его черным (иногда розовым / фиолетовым / другим цветом)? Все дело в том, что это нормальная реакция камеры телефона (или просто фото / видео камеры) на опасно яркий источник света, что может выжечь часть матрицы. Это способ защитить матрицу от выжигания. Не забывайте, объективы все же есть линзы, фокусируют лучи солнца на матрицу. А то, насколько опасным может быть сфокусирован солнечный луч нам может напомнить наше детство, когда мы (ну, не все, но некоторые из нас - точно) с помощью линзы выжигали на скамейках свои имена. Поверьте, матрица гораздо «нежнее» за доску. И если «увлечься наблюдением» такого «НЛО», можно непоправимо испортить камеру. 

Представим, что все обошлось, и камеру мы не испортили, хотя сделали несколько интересных снимков. Но вот солнце уже зашло, и вдоль дорог начали включать фонари, а автомобили включили свои фары, хотя еще не совсем темно. Что ж, теперь можно «половить» еще несколько интересных феноменов, которые можно легко принять за НЛО, если не обратить внимание во время съемки. Вот например в этом кадре мне удалось сфотографировать аж 2 «НЛО», что совсем не наблюдались невооруженным глазом: 

Слева от дороги в небе мы видим 2 ярких светлых объекта, сияющих как звезды -8 величины. НЛО? Ни в коем случае. Это лишь отблеск от фонарей, светящихся на столбах при дороге. Если присмотреться, над фонарями есть еще по одному отблеска. И ничего удивительного в этом нет, только обычные законы оптики. И чтобы убедиться в этом достаточно перевести камеру в режим «видео» и просто подвигать ею. «НЛО будут послушно двигаться то в одну то в другую сторону, куда Вы повернете камеру. Но порой такие блики действительно принимают за НЛО, особенно если они появились от света фар, проезжающей рядом машины. На автомобиль мы можем просто не обратить внимание, а на странные огни в небе - обязательно! 
Вы можете спросить: «Неужели действительно в небе ничего не летает, а все что мы видим на фотографиях есть ничто иное чем блики и особенности фототехники? Что ж, я скажу: летает! 
Но к счастью это не армия пришельцев кружит над вечернем, или же уже даже ночным городом. Хотя выглядят эти объекты действительно необычно и даже как-то «мистически», особенно когда их не 2-3, а 10-20. На самом деле это творение рук человека, называемые «китайские фонарики» и «гелиевые шары со светодиодами». Китайские фонарики: несложная конструкция из рисовой бумаги на легком бамбуковом каркасе, внутри которой спрятана небольшая горелка. 

Каждый из этих фонариков может быть разной формы, цвета и размера. Некоторые «фонарики» достигают размера до почти двух метров, и могут иметь не только сферическую, но и цилиндрическую, коническую формы а иногда даже форму сердца. Взлетают они на высоту нескольких сотен метров, двигаются медленно по ветру, и отличаются ярким, но не периодически пульсирующим теплым светом (белым, желтым, оранжевым, красным, реже других цветов). Иногда может казаться, что такие объекты могут менять свой цвет. Эта иллюзия создается если на самом фонарике нанесено некое изображение а сам он при этом вращается вокруг своей оси под влиянием ветра. В этом случае свет может менять свой цвет, так как перед тем как достичь наших глаз последовательно проходит через по-разному окрашенные части оболочки фонарика. 
Но не одними «китайскими фонариками» полнится небо. Время от времени поступают сообщения о красивых астрономических явлений-пролеты метеоров. А некоторые, как Вы догадались за НЛО. Вот как это явление выглядит: 
 

Посреди неба ни с того ни с сего появляется небольшая звездочка, движущегося зачастую с севера на юг или наоборот. Звездочка движется прямолинейно по небосводу, с достаточно высокой угловой скоростью, что бывает в несколько раз быстрее самолета. И вот эта звездочка неожиданно ярко вспыхивает, будто резко увеличиваясь в размере. Во время такого вспышки ее яркость из 3 или 4 звездной величины (едва заметной глазом) может вдруг достичь яркости мощного прожектора, засветившись с яркостью до -8 (минус восьмой!) Звездной величины и пролетев некоторое непродолжительное время с такой яркостью. Затем эта «звезда» как бы сгорает, постепенно теряя яркость, даже до полного исчезновения из поля зрения. Это явление тоже имеет техногенное происхождение, хотя и астрономическое. Называется оно «Вспышка Иридиума». Вот что пишет об этом Википедия: Вспышка Иридиум - явление, вызываемое отражением солнечного света гладкими поверхностями антенн спутников системы спутниковой связи Иридиум. Космический сегмент сети Иридиум состоит из 66 космических аппаратов (массой примерно 700 кг каждый), равномерно расположенных на 6 приполярных круговых орбитах с наклонением 86.4 ° и высотой около 780 км. Время жизни одного аппарата не менее 5 лет. Каждый космический аппарат формирует свою зону обслуживания площадью около 19 миллионов квадратных километров. Зоны обслуживания всех 66 космических аппаратов полностью покрывают нашу планету. Связь с абонентами поддерживается с помощью 3 главных антенн (MMA - Main Mission Antenna) размерами 86х186 сантиметров. Время от времени одна из антенн MMA отражает солнечные лучи на поверхность Земли, создавая отблеск диаметром около 10 км, движущийся по поверхности планеты. Для земного наблюдателя это выглядит как плавное появление и потом плавная пропажа яркой звезды. Явление продолжается менее 10 секунд.  

Поскольку положение каждого космического аппарата известно с высокой точностью, можно вычислить время появления таких бликов для любой точки планеты. Любители астрономии часто фотографируют это красивое явление. Некоторые вспышки настолько яркие (многие из них достигают -8 звездной величины а некоторые -9,5), которые могут наблюдаться даже днем, но производят наибольшее впечатление ночью. На данный момент спутники Иридиум во время вспышек - ярчайшие Звездообразные объекты на небосводе. (не считая Солнца =) прим. Лазавенко И.М.) 

В качестве резюме к этой статье, я хотел бы сказать следующее: Далеко не все, что нам кажется необычным - является неопознанным. Если быть внимательным и тщательно искать детали, много наблюдений или фото / видеоматериалов касающихся НЛО отсеются, как те, что имеют относительно простое объяснение. Но чем больше отсеется «опознанных» объектов, тем гарантованише те, что останутся будут именно неузнаваемыми. Будут именно теми, необычными и аномальными. Именно теми, называемые НЛО. И отсев - является главным путем для того, чтобы приблизиться к тайнам НЛО. Поэтому будьте внимательны, ко всему необычному относитесь максимально критически и беспристрастно, и чаще смотрите в небо. 

 Подделки НЛО: как делаются?

Сделать фотографию "НЛО" не так уж и сложно, если знать несколько нехитрых приемов, их можно сделать даже того не желая, случайно.

Большинство снимков, которые находятся в архивах популярных уфологических изданиях, можно объяснить довольно просто, и ничего архи аномального в них нет. Все дело в честности фотографа, его профессионализме или в его чрезмерной увлеченности и желании видеть во всем НЛО.

Рассмотрим некоторые секреты создания фальшивых аномалий:

Оптические и художественные эффек

Снимок через стекло.

Производим фотосъемку через оконное стекло с включенной лампой-вспышкой. Блики чаще всего впечатываются на фотопленку в виде полупрозрачных шаров. Особенно поразительные снимки получаются при фотосъемке через мокрое стекло, покрытое каплями воды.

Блики в каплях воды и кристаллах снега.

Фотографирование с использованием лампы-вспышки на улице во время дождя, легкого снегопада, сильного мороза, тумана. Вспышка бликует от капель воды и кристаллов снега, образуя разновеликие полупрозрачные шары, которые часто кажутся объемными. Разный размер шаров объясняется разным расстоянием капель воды и кристаллов снега от объектива. Более близкие объекты бликуют сильнее, образуя большие шары. Более выразительных снимков можно добиться, увеличивая выдержку, тогда можно получить смазанные шары, зафиксировав движение капель, что придает фотографиям максимальный динамизм и реалистичность.

Фотографирование на солнце.

Интересные оптические эффекты можно получить, если направить фотоаппарат в сторону солнца и сделать несколько снимков. Чаще всего на готовых фотографиях можно наблюдать солнечные гало, шары, ромбоиды, шестигранники.

Объяснить появление этих эффектов очень просто - бликует оптика фотоаппарата, а шестигранники и ромбоиды - "тень" диафрагмы.

"Солнечные зайчики" на линзах фотоаппарата.

Эти оптические эффекты аналогичны предыдущим, однако, я выделил их в отдельную группу вследствие более высокого качества получаемых "аномальностей".

Создание шаров сводится к банальной "охоте" объективом за "солнечным зайчиком", который хорошо различим через зеркальную оптику.

"Астральный мир".

Чаще всего авторы этих "шедевров" утверждают, что такие фотографии фиксируют астральных сущностей, невидимые НЛО и т.п.

Создать подобный "астральный мир" проще простого: зарядите в свой фотоаппарат чувствительную цветную пленку (~ 400 ед.), выйдите вечером или ночью на улицу, выберите место, где много огней (перекресток, большой магазин, т.п.), установите выдержку примерно на 4-5 секунд и после открытия затвора сделайте несколько плавных движений. Огни смажутся, образовав причудливые невообразимые силуэты. Если же выбрать одиночный огонь или небольшую группу огней, можно сфотографировать "пролет невидимого НЛО"!

"Художественные фильтры".
Промышленностью выпускаются художественные специальные фильтры для получения различных рассеянных бликов от ярких точечных источников света. Они могут с успехом применяться для создания различных "астральных" фотографий. 

Фотографирование длиннофокусным объективом.
Интересных результатов можно достичь при использовании длиннофокусных объективов. Например, для получения таких фотографии, нужно использовать объектив МТО-500 (фокусное расстояние 500 мм). Снимая пылинки и пух, летающие в воздухе, слегка смещаете резкость, в результате получатся странные "бублики", которые выглядят очень "аномально".

Технические приемы, монтаж

Фотографирование моделей.

Чаще всего, фальсификаторы используют именно этот способ, как наиболее доступный и выразительный. Его методика со всех случаях сводится к следующему: на первом этапе изготавливается модель объекта. Далее она может быть подвешена на тончайшую леску, либо подброшена в воздух. В последнем случае снимки объекта получаются слегка размытыми, мы видим "движение" объекта и это придает больший реализм.
Такие фотографии выполняют на фоне неба, леса, пейзажей и т.д.
Более грубой реализацией этого метода является наклеивание вырезанных из картона контурных моделей на оконное стекло. Однако такие фотографии выглядят крайне неестественно и плоско, что сразу выдает подделку.

Впечатывание посторонних объектов.
Эта процедура более сложна и требует определенной подготовки и инструментов. Выполняется на стадии печати фотографий методом дополнительной экспозиции в снимок новых заранее отснятых объектов. Может быть заменен более доступным методом "Призраки людей". 

Коллажи.
Компоновка изображения из нескольких фотографий. Один из наиболее ранних и примитивных методов подделки фотографий. Необходимые объекты вырезаются, компонуются в нужном порядке, ретушируются. Затем готовый коллаж переснимается на пленку, и уже с нее печатаются фотографии. 

Дефекты и повреждения пленки, ошибки при фотографировании, химические дефекты

Посторонние предметы перед объективом.
Пыль, царапины на объективе, частичное перекрытие объектива при фотографировании рукой и другими посторонними предметами, также ошибочно принимаются за нечто необычное. Такие снимки после печати чаще всего содержат темные округлые пятна с размытыми краями, затемнение одной из сторон кадра. Если на объектив попадает тесьма для переноски фотоаппарата, на снимке появляется полупрозрачная темно-серая или цветная полоса (в зависимости от особенностей освещения). 

Разряды статического электричества на фотопленке. 
Редкий и очень необычный эффект, появляющийся на фотопленках в результате их длительного хранения или пересушивания. Накапливающееся статическое электричество, либо дефект электропроводки фотоаппарата, может вызывать на эмульсии причудливые разводы, напоминающие мохнатые еловые ветви. 

Химический брак при проявке пленки и печати фотографий. 
При несоблюдении чистоты химических процессов, плохой промывки фотопленок и фотобумаг, на них могут проявляться пятна различной формы, радужные наплывы и т.п. 

Технологический брак при производстве фотопленки.
Брак при изготовлении фотопленок и фотобумаг может проявляться в самом широком спектре "аномальных" снимков. Мне приходилось встречать интересный дефект пленки, которая после проявки приобрела матово-серебристый оттенок. Если на пленки имелись царапины, они могут впечататься на фотоснимок в виде цветных полосок и точек. 

Компьютерный монтаж.  Компьютерные модели.

Наиболее эффективный способ производства реалистичных подделок. Обладая определенными навыками работы с компьютером, трехмерными графическими редакторами можно создавать чрезвычайно правдоподобные фотографии. Многие фотолаборатории позволяют печатать снимки с компьютерных файлов, поэтому проблема получения "бумажных" вариантов подделок отпадает.
Реализмом современных компьютерных средств анимации и трехмерного моделирования мы уже не раз восхищались в фильмах "Парк юрского периода", "Годзилла", "Терминатор II", "Матрица" и др. 
Профессионал может создать компьютерную модель, которая будет полностью соответствовать всем нормам реального мира, и проверить ее на достоверность будет практически невозможно. 

Совмещение реального изображения с компьютерными моделями.
Комбинация компьютерных моделей с реальным видео или фотографиями позволяет добиваться эффекта максимального реализма. Как правило, для производства подделок используют два этапа: в первую очередь выбирают фотографию, в которую будет впечатан объект, далее - разрабатывают компьютерную модель и с помощью специального редактора на компьютере совмещают их в одно изображение. 

Комбинация изображения из частей других изображений. 
Используя уже готовые фотографии и имея под рукой компьютер, шутники могут комбинировать из них фантастические изображения, поражая доверчивых зрителей невероятными фотографиями НЛО, призраков, иных миров.

Сделать НЛО на компьютере? Сегодня это очень просто. При этом быстро и не требует особых навыков. В этом можно убедиться на страницах, например, ютубе. Мы нашли парочку залетных "летающих тарелок" созданных на Украине подручными средствами и отнюдь не мастерами своего дела. Очевидно, что когда за дело берется мастер, специализирующийся именно на видеоэффектах, результат выглядит намного реалистичнее и убедительнее. 

Существует целый набор программного обеспечения, возможности которых используются для редактирования видео и создания динамических изображений. Наиболее популярные из них: Adobe After Effects, Apple Motion, Vue xStream, Discreet Combustion, Apple Shake, Digital Fusion, The Foundry Nuke и другие. Умелые мастера компьютерного дела пользуются такими программами для разработки композиций, анимации и создания различных видеоэффектов. Эти красочные и реалистичные картинки широко применяются в обработке отснятого видеоматериала (цветокоррекция, пост-продакшн), при создании рекламных роликов, музыкальных клипов, в производстве анимации, титров для фильмов, для целого ряда других задач.
Возможности таких программ ограничены разве что умелостью и творческой способностью пользователя! Эффектные сцены, созданные с помощью видеоредакторов, мы можем видеть на телевидении, где компьютерная графика широко используется в рекламе. Очень полезны "компьютерные возможности" при моделировании сцен, при реконструкции событий (в теленовостях), когда отсутствует возможность запечатлеть само событие на видеокамеру. Нет ничего удивительного в том, что зритель подчас не может отличить реальную съемку от "нарисованной", а здесь открывается большой простор для возможного откровенного обмана.

Отличить "компьютерную картинку" от реальной подчас вообще невозможно. Здесь многое зависит от мастерства создателя такой картинки и мастерства эксперта, который оценивает видеоматериал. Простого же зрителя при таких условиях можно фактически убедить в том, что картинка реальная, подсунув "компьютерную". Путаница подобного рода наблюдается и в отношении большого объема отснятого видеоматериала в уфологии. Так, существуют диаметрально противоположные мнения о природе того или иного видеоролика, в кадре которого засветился НЛО, но, как известно, пользуясь лексиконом философов, только одно из двух противоречащих друг другу предложений истинно!

Учитывая глобальную компьютеризацию и интернетизацию земного населения, в нашем случае можно уверенно говорить о том, что уфологический банк данных из года в год будет пополняться значительным числом фальсифицированного видеоматериала, что в свою очередь негативно влияет на качество исследуемой информации. Бороться с этим можно только грамотностью исследователя-уфолога, но на практике - не всегда успешно.

На популярном гугловском видеосервисе (ютубе) можно не только ознакомиться с творчеством отдельных видеоредакторов, но и поближе познакомиться с возможностью самих видеоредакторов. Предоставленные вашему вниманию видеоролики созданы, как говорится, в "пару кликов" в различных видеоредакторах с применением различных видеоэффектов и демонстрируют потенциальные возможности создания реалистичных сцен даже неопытными видеомастерами. Это прямой сигнал к тому, что даже наиболее реалистичная сцена с участием НЛО не может считаться таковой.

 

Рук. "Крым-Космопоиск"

Вдовиченко Евгений.