Категория: Это интересно знать

Геоглифы Наски

Гео́глифы На́ски — группа гигантских геометрических и фигурных геоглифов на плато Наска в южной части Перу

На плато, протянувшемся более чем на 50 километров с севера на юг и на 5—7 километров с запада на восток, сегодня известно около 30 рисунков (птицы, обезьяна, паук, цветы и др.); также около 13 тысяч линий и полос и около 700 геометрических фигур (прежде всего треугольников и трапеций, а также около сотни спиралей).

Благодаря полупустынному климату они сохранились с глубокой древности. Поскольку изображения достигают нескольких сотен метров в длину и с земли их распознать затруднительно, то официально были обнаружены лишь в современное время, при полётах над плато в первой половине XX века. В 1994 году покрытая гигантскими рисунками территория размером 15 на 20 км была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На тот момент там было найдено лишь около 30 древних изображений - флоры, фауны и геометрических фигур. К 2015 году исследователи смогли идентифицировать еще около 40 рисунков.

 В 1553 году Сьеса де Леон первым сообщил о геоглифах Наски:

«По всем этим долинам и по тем, что уже пройдены, на всём протяжении идёт прекрасная, большая дорога Инков, и кое-где среди песков видятся знаки, чтобы угадывать проложенный путь.»

 Сьеса де Леон, Педро. Хроника Перу

Рисунки были замечены в 1939 году, когда над плато пролетел на самолёте американский археолог Пол Косок[en]. Огромный вклад в исследование загадочных линий принадлежит немецкому доктору археологии Марии Райхе. Её работы начались в 1941 году. Однако сфотографировать рисунки с воздуха она смогла только в 1947 году, воспользовавшись услугами военной авиации.

Американцами при помощи аэрофотосъёмки были сделаны достаточно точные карты-схемы той части плато Наска, где изображены хорошо известные всем фигуры животных, однако подробных карт, отображающих всю картину геоглифов этого района, до сих пор не существует.

Изображение дрозда-отшельника (ранее называлось «колибри») имеет длину 50 метров, паук имеет размер 46 метров, фигура, условно называемая «кондор», простирается от клюва до перьев хвоста почти на 120 метров, а ящерица имеет длину до 188 метров. На плато Наска известен лишь один рисунок, изображающий человекоподобное существо, — так называемый «астронавт», высотой 30 метров (на плато Пальпа находится около десятка изображений человеческих существ).

Почти все рисунки выполнены в этом огромном масштабе в одной манере, когда контур очерчен одной непрерывной линией. Идеально ровные линии и полосы уходят за горизонт, пересекая высохшие русла рек, взбираясь на холмы и при этом не отклоняясь от своего направления (хотя современные геодезические методы не позволяют провести на пересечённой местности прямую линию длиной до 8 километров так, чтобы отклонение не превышало 0,1 градуса). Истинную форму изображений можно наблюдать лишь с высоты птичьего полёта. Такого естественного возвышения поблизости не существует, зато имеются горбы-полугоры. Но чем выше поднимаешься над плато, тем эти рисунки становятся меньше и превращаются в непонятные царапины.

Сами линии, полосы и рисунки нанесены на поверхность путём выемки грунта, в виде борозд до 135 сантиметров шириной и до 40—50 сантиметров глубиной (средняя глубина 25—30 сантиметров), по сути это неглубокие траншеи. При этом на чёрной каменистой поверхности образуются белые полосы — линии. Мелкий гравий внутри линий не отличается по цвету от остальной поверхности. Однако сами линии прекрасно видны с высоты и хорошо выделяются на фоне общего пейзажа.

При наличии десятков тысяч геоглифов и, несмотря на то, что поверхность пампасов такова, что единожды проехавший по ней автомобиль оставляет следы колёс, на плато Наска практически отсутствуют следы троп. То есть люди (многочисленные рабочие), выполнявшие данные земляные работы по изготовлению полос в несколько метров шириной и в сотни метров длиной, не оставили следов своих ног, натоптанных троп. Тропинки если и можно найти, то только на склонах холмов, где бывали раньше, до организации заповедника, местные крестьяне, на самом плато их нет.

Линии Наски ставят перед историками немало вопросов — кто их создал, когда, зачем и каким образом. В самом деле, с земли многие геоглифы разглядеть невозможно, поэтому остаётся предполагать, что с помощью таких узоров древние обитатели долины общались с божеством. Помимо ритуального, не исключено и астрономическое значение этих линий.

Относительно времени создания линий учёные сходятся — до XII века, когда в долине появились инки. Большинство исследований приписывает их создание цивилизации Наска, населявшей плато до II века н. э.

Многолетние исследования рисунков и линий Наски однозначно выявили факт, что их взаимное расположение, пропорции и размеры подчиняются различным строгим математическим закономерностям. Однако ситуация осложняется тем, что геоглифы Наски были созданы в разное время, по непохожим схемам и, возможно, с различными целями.

Ведущая исследовательница геоглифов Мария Райхе утверждает, что создатели рисунков сначала делали небольшие эскизы, а затем воспроизводили их в нужных больших размерах (в качестве доказательства Мария Райхе показывает небольшие эскизы, обнаруженные ею в этом районе). Кроме того, на их концах, образующих рисунки, были найдены деревянные сваи, вбитые в почву, которые играли роль координатных точек при нанесении рисунка. Установлено, что сваи относятся к VI—I вв. до н. э. — к этому же периоду относятся и остатки поселений культуры Наска, обнаруженные недалеко от таинственных рисунков.

Фактура линий в долине Наска.

Линии и полосы многократно пересекают друг друга, полосы накладываются на рисунки, геометрические фигуры пересекают полосы. Это говорит о том, что комплекс Наски покрывался изображениями не единовременно, а в несколько этапов. Но при этом сделанные позже и наложенные сверху изображения не уничтожают контуров геоглифов, оказавшихся под ними (и в этом есть некая странность — ведь когда одна «траншея» пересекает другую, понятно, что она уничтожает границы предыдущей, в Наске же этого не происходит).

Есть версия, что животные и птицы являются предшественниками полос: многие трапеции, прямоугольники и прямые пересекают более сложные фигуры, частично зачёркивая их. Очевидным выводом из этого является то, что роспись пустыни выполнялась в два приёма. Причём приходится признать, что ранняя фаза была более совершенной, чем последующая. Выполнение зооморфных фигур требовало несравненно более высокого умения и искусства, чем прорезание прямых линий.

Постоянные и целенаправленные исследования в Наске и Пальпе сейчас не ведутся. Ответственность за изучение и охрану комплекса Наски в настоящее время возложена на Перуанский институт культуры, но у него нет достаточных средств на проведение масштабных полевых исследований.

В Перу нашли более 140 новых гигантских каменных рисунков.

На плато Наска в южной части Перу, где находятся самые известные в мире гигантские каменные рисунки, обнаружено 143 новых геоглифа, изображающие людей, животных и других живых существ, разглядеть которые можно только с воздуха.

Среди обнаруженных рисунков есть изображения птиц, обезьян, рыб, змей, лис, кошек и лам. Все они были сделаны путем выемки верхнего слоя грунта - черных камней, под которыми находится слой светлого песка. Яркий песок прочерчивал на темной земле хорошо различимые линии, однако со временем большинство из них также потемнели.

Размеры большинства найденных изображений составляют от пяти до 50 метров, самый большой геоглиф раскинулся в длину более чем на 100 метров.

Открытие сделала команда ученых из Ямагатского университета в Японии, изучив спутниковые снимки и проведя подробную лазерную аэрофотосъемку этой местности, а по ее результатам - серию полевых работ.

Один из рисунков был замечен только в 2019 году, при помощи искусственного интеллекта, сложившего воедино разрозненные фрагменты линий.

Возраст геоглифов оценивается по меньшей мере в 1700-2100 лет, что подтверждает гипотезу о том, что их создали представители древней цивилизации Наска или даже их предшественники из культуры Паракас.

По всей видимости, самые старые из них (ок. 100 г. до н.э. - 100 н.э.) отмечали места собраний для религиозных церемоний. Эти изображения самые крупные по размерам, более 50 м каждое, и вдоль линий можно найти остатки разбитой керамики.

Более мелкие рисунки были нанесены позднее (ок. 100 - 400 гг.) вдоль троп, которые вели к местам собраний, и служили указателями пути.

Японские ученые отмечают, что полевые исследования продолжаются, и призывают принять меры по защите рисунков, которым угрожает урбанизация этой части Перу.

  • Николай Воронин
  • Корреспондент по вопросам науки.
  •