Категория: Это интересно знать

Хрустальный череп «Митчелл-Хеджес».

"Эта штуковина просто не должна существовать!"

В 1924 году экспедиция знаменитого британского археолога и путешественника Ф.Альберта Митчелл-Хеджеса начала работы по расчистке древнейшего города майя во влажных тропических джунглях полуострова Юкатан (в то время — Британский Гондурас, ныне — Белиз). 33 гектара леса, поглотившего едва угадывающиеся стародавние строения, для облегчения раскопок просто выжгли. Когда дым окончательно развеялся, участникам экспедиции открылось поразительное зрелище: каменные руины пирамиды, муниципальных стен и огромный амфитеатр на тысячи посетителей. С легкой руки Митчелл-Хеджеса за древним поселением закрепилось название Лубаантун, что в переводе с языка майя обозначает — «Город упавших камней».

  На фото: Фредерик Митчелл-Хеджес с дочерью.

Миновало три года, и в следующую свою экспедицию Митчелл-Хеджес взял юную дочь Анну… В апреле 1927 года в день своего семнадцатилетия Анна нашла под фрагментами древнего алтаря восхитительный предмет. Это был сделанный из прозрачнейшего кварца и прекрасно отшлифованный человеческий череп в натуральную величину. Его вес составлял 5,13 кг при весьма приличных размерах — 124 мм в ширину, 147 мм в высоту, 197 мм в длину. Правда, у него не хватало нижней челюсти, но через 3 месяца буквально в восьми метрах от места находки черепа нашлась и она. Оказалось, что эта хрустальная деталь подвешивается на безупречно гладких шарнирах и приходит в движение при малейшем прикосновении. 

 

 Сначала исследованием черепа занялся искусствовед Фрэнк Дордланд. При кропотливом осмотре он обнаружил в нем целую систему линз, призм и каналов, создающих необыкновенные оптические эффекты. Благодаря ей глазницы начинали светиться, когда под ними ставили, например, факел или свечу (аналогичный эффект наблюдается также у некоторых других, наиболее совершенных, находок, в которых также присутствуют искусно выполненные призмы и линзы).
Дордланд сделал несколько гипсовых копий черепа и огромное количество фотографий с использованием микроскопа и специальных насадок. Исследователя поразило то, что на идеально отполированном хрустале даже под микроскопом не было видно следов обработки. Он решил обратиться за консультацией в знаменитую фирму «Хьюлетт-Паккард», специализировавшуюся в то время на выпуске кварцевых генераторов и считавшуюся наиболее авторитетной по экспертизе кварцев.

 Исследование, проведенное в 1964 году в специальной лаборатории фирмы «Хьюлетт-Паккард», показало, что череп был изготовлен задолго до появления первых цивилизаций в этой части Америки. Загадкой оказалось место изготовления черепа: ни в Мексике, ни во всей Центральной Америке нет ни одного месторождения горного хрусталя; единственным его источником могли быть лишь кварцевые жилы в Калифорнии, однако горный хрусталь столь высочайшего качества в этих местах вообще не встречается.

«Мы изучали череп по трем оптическим осям и обнаружили, что он состоит из трех-четырех сростков… Рассматривая сростки, мы обнаружили, что череп вырезан из одного куска хрусталя вместе с нижней челюстью. По шкале Мооса горный хрусталь имеет высочайшую твердость, равную семи (уступая лишь топазу, корунду и алмазу), и его ничем, кроме алмаза, резать невозможно. Но древние как-то сумели обработать его. И не только сам череп — они вырезали из этого же куска нижнюю челюсть и шарниры, на которых она подвешена. При такой твердости материала это более чем загадочно, и вот почему: в кристаллах, если они состоят более чем из одного сростка, имеются внутренние напряжения. Когда вы нажимаете на кристалл головкой резца, то из-за напряжения он может расколоться на куски… Но кто-то изготовил этот череп из одного куска хрусталя настолько осторожно, как будто вообще не притрагивался к нему в процессе резки. При исследовании поверхности черепа мы обнаружили свидетельства воздействия трех различных абразивов. Окончательная отделка его выполнена полировкой. Мы также обнаружили некий вид призмы, вырезанной в задней части черепа, у его основания, так что любой луч света, входящий в глазницы, отражается в них. Загляните в его глазницы, и вы сможете увидеть в них всю комнату».

 С мнением эксперта согласны и его коллеги. Для того, чтобы при обработке череп не рассыпался, нужны были точнейшие аналитические методы: распилы должны быть строго ориентированы относительно осей роста кристалла. Однако изготовителей таинственной находки эта проблема, похоже, ничуть не волновала — они сработали череп, игнорируя все законы и правила. Профессионалы из «Хьюлетт-Паккарда» так и остались в недоумении: «Эта проклятая штуковина просто не должна существовать. Те, кто ее сотворил, не имеют ни малейшего представления о кристаллографии и волоконной оптике. Они совершенно игнорировали оси симметрии, и эта штука неминуемо должна была развалиться при первичной обработке. Почему этого не случилось, представить невозможно». Однако факт, что называется, налицо: хрустальный череп — реальность, которую можно увидеть в Музее американских индейцев.