Категория: Это интересно знать

МАНГУП-КАЛЕ

Крымский Мангуп-Кале хранит много тайн, загадок и легенд которые предстоит ещё разгадать.

Мангу́п (Мангу́п-Кале́укр. Мангупкрымско-тат. Mangup, Мангуп) — средневековый город-крепость в Бахчисарайском районе Крыма. Историческое название — Дорос. Столица княжества Феодоро (Крымская Готия), затем турецкая крепость. Расположен на вершине горы-останца, возвышающейся над уровнем окрестных долин на 250 м, а над уровнем моря на 583 м и образующей плато площадью около 90 га. На территории крепости расположены два больших родника (всего их больше пятнадцати) которые впоследствии стали называть Мужским и Женским. В 1975 году на территории крепости создан одноимённый комплексный памятник природы общегосударственного значения.

История

  • В I тыс. до н. э. на плато жили племена тавров — предположительно остатки индоариев катакомбной культуры которая происходит в свою очередь от ямной культуры, так же испытали влияние белозерской культуры. Предположительно они же дают плато имя — Мангуп (<*m(ai)an-kap- 'гора меотов').
  • В III—IV веках мангупское плато заселили скифо-сарматы.
  • В IV—V веках на плато появилось поселение готов, а так же аланов, в окрестных балках — катакомбные могильники.
  • Во второй половине V века построены первые укрепления. В это время город назывался До́рос и был столицей страны Дори — крымской Готии. В VI веке на плато возводится монументальная базилика, город становится центром Готской епархии в Крыму.
  • В конце VII века Хазарский каганат подчиняет Дорос. В городе ненадолго размещается хазарский гарнизон. Захват Дороса послужил сигналом к началу антихазарского восстания, возглавленого Св. Иоанном Готским.
  • VIII век — центр Готской епархии Константинопольского патриархата.
  • XIII — середина XV века — город Дорос (Мангуп) был столицей поздневизантийского православного княжества Феодоро, контролировавшего Юго-Западный Крым и находившегося под влиянием Византии. Сам город называли также Феодоро. Именно с этой эпохи сохранились множественные искусственные пещеры, оборонительные стены, фундаменты базилик и руины цитадели на мысе Тешкли-бурун.
  • 1475. Город после полугодовой осады Мангупа, как и всё княжество, был захвачен османскими войсками. Османы перестроили крепость, которая в период их правления называлась Мангуп-Кале — крепость Мангуп. Вплоть до 1774 года Мангуп был центром кадылыка (самой мелкой административно-территориальной единицы Османского государства), входившего в состав эялета (провинции) с центром в Кефе (Феодосии).
  • 1774 Крепость была оставлена турецким гарнизоном.
  • 1790 Мангуп покинули последние обитатели — община караимов (см. Мангуп тюркюсы). В овраге «Табана-Дере» сохранились остатки караимского кладбища.

Археологические раскопки

17 августа 2018 года на плато Мангуп в Бахчисарайском районе в ходе археологических раскопок впервые была обнаружена женская подвеска эллинистического типа с египетскими мотивами. Предположительно ее датировку можно отнести к IV-III векам до н.э.

Фото: План пещерного города

Осада и взятие Мангупа были предприняты турками-османами под руководством Гедик Ахмед-паши в 1475 году. После пятимесячной осады штурм Мангупа в 1475 году оказался успешным. Источники упоминают ложное бегство турок, как военную хитрость. Княжество Феодоро прекратило своё существование и вошло в состав Османской империи. Семья князя Александра, за исключением малолетнего сына Кеналби (Кемаль-бея), была вырезана.

Уставшие и разозлённые долгой осадой турки устроили резню защитников крепости, что подтверждается и археологами — на плато Мангупа при раскопках базилики, проводившихся Н. И. Барминой, были обнаружены гробницы, на последнем этапе существования храма буквально забитые скелетами — до семнадцати в одной из них, причем многие черепа имели следы ударов тяжелым тупым орудием. У многих скелетов были отрублены верхние или нижние конечности. Захоронения обнаруживались в самых неожиданных местах. В качестве могил использовались выемки винодавилен (тарапанов), а иногда тела просто на ровном месте присыпали землей и камнями.

Пещерный комплекс Барабан-коба

Барабан-Коба - искусственное пещерное сооружение на Мангупе. По мнению ученых, изначально здесь располагался монастырский комплекс (5 келий и трапезная). На первом ярусе находится колонна, которая издает гулкий звук при ударе, получившая название "поющая". Благодаря этой "поющей колонне" пещера получила название Барабан-Коба, но это было уже в период захвата Мангупа турками. После захвата города турецкими войсками в Барабан-Коба была организована темница, где томились узники. Полагают, что здесь мог также находится дозорный пункт, и колонна использовалась для оповещения местных жителей о приближающейся опасности. Пещера имеет несколько сквозных отверстий, оборудована своеобразными переходами из одного помещения в другое. Из этого помещения можно попасть еще в пять пещер разного размера, неизвестного предназначения. Три полости, выходящие на восточную сторону, оборудованы нишами по типу «лежанок». Если идти на юго-запад от основного помещения, попадете в просторную комнату с двумя  дверными проемами.

Девичье озеро 

В г. Бахчисарай озеро Мангуп достаточно молодо – ему и 40 лет от роду еще не стукнуло. Оно образовалось благодаря целенаправленным строительным работам, что проводились в 1982-1984 гг. Выкопанный котлован постепенно заполнила поступающая из открывшихся при земляных работах родников вода. Так появился водоем, что смог затем существовать совершенно самостоятельно и превратиться в настоящий природный объект.

Озеро еще не успело обрасти гирляндами легенд и сказаний, но кое-что в его активе уже имеется. Во-первых, оно на полном серьезе претендует на звание места дислокации града Китежа. Действительно, во время проведения строительных работ были обнаружены остатки довольно большого поселения (вероятно, своего рода «района» Мангупа) – жилые строения, базилика.

Здесь работали археологи, но закончить дело им не дали – план строительства сочли более важным. Предполагалось, что часть строений потом восстановят на берегу. Камни были перенумерованы и подняты из котлована, но дальше грянула «перестройка» со всеми ее удовольствиями, следовательно, проект успешно забросили. Да не все и изначально было поднято, а сейчас, когда озеро мелеет в летнюю жару, действительно можно рассмотреть на его дне остатки средневековых строений.

Караимское Кладбище

За передовой оборонительной стеной, к югу от неё, тропа проходит через старое кладбище. Караимский некрополь в Табана-дере имеет протяженность около 800 метров и занимает площадь 3 гектара.

Иудейские поселенцы, обитавшие в верховьях ущелья и занимавшееся выделкой кож (откуда и название «Кожевенный овраг») хоронили своих умерших на искусственных террасах, устроенных на крутом склоне мыса Чамну-бурун. Впоследствии, когда некрополь разросся, он спустился на дно оврага, а еще позже заполз на противоположный склон мыса Чуфут-Чеарган-бурун. Всего на могильнике в Табана-дере зафиксировано 1008 надгробных памятников, из них 228 снабжены краткими эпитафиями на древнееврейском языке. По своим формам они делятся на три типа: плитовые, надгробия в форме призмы и «рогатые». Некоторые декорированы орнаментами: восьмилепестковыми розетками или солярными символами, указывающими на связь со средневековым искусством Малой Азии

 Мангул. Караимское кладбище в Табана-дере, фото 1912 года.

Иудейские поселенцы, обитавшие в верховьях ущелья и занимавшееся выделкой кож (откуда и название «Кожевенный овраг») хоронили своих умерших на искусственных террасах, устроенных на крутом склоне мыса Чамну-бурун. Впоследствии, когда некрополь разросся, он спустился на дно оврага, а еще позже заполз на противоположный склон мыса Чуфут-Чеарган-бурун. Всего на могильнике в Табана-дере зафиксировано 1008 надгробных памятников, из них 228 снабжены краткими эпитафиями на древнееврейском языке. По своим формам они делятся на три типа: плитовые, надгробия в форме призмы и «рогатые». Некоторые декорированы орнаментами: восьмилепестковыми розетками или солярными символами, указывающими на связь со средневековым искусством Малой Азии.

Еще в XIX веке историей некрополя заинтересовались ученые караимы. Авраам Фиркович утверждал, что ему удалось обнаружить надгробные памятники с датами 866 и 871 гг., а чуфут-кальский газзан Мордехай бен Йосеф Султанский в своей книге «Память праведников» привел любопытную легенду, относящую появление на Мангупе караимской общины к эпохе крестовых походов.

Караимское кладбище еще не успело обрасти гирляндами легенд и сказаний, но кое-что в его активе уже имеется. Вечером, с заходом солнца, картина меняется. Странный, ничем не объяснимый страх возникает у путника оказавшегося у кладбища с наступлением темноты. Этот страх становится все сильнее по мере приближения к границам кладбища. Будто невидимая стена ужаса становится все плотнее и плотнее. В какой-то момент человек вынужден повернуть назад, и уйти от границы кладбища.

Интересно то, что ощущение страха возникает даже тогда, когда человек не знает, что приближается к территории караимского кладбища. Рассказ туриста: Однажды, я с товарищем сам был застигнут сумерками на дороге огибающей кладбище. Тогда, мы еще не знали, что наш путь проходит совсем близко от него. Из-за густой растительности не было видно ни стен, ни надгробий. Я вдруг ощутил непреодолимое желание уйти с этой дороги как можно быстрее, я украдкой посмотрел на своего спутника, его лицо было необычно напряжено. Мы, не сговариваясь, ускорили шаг. Потом почти побежали. Постепенно ощущение страха начало ослабевать, и вскоре совсем прошло. Позже я расспросил моего друга о пережитых ощущениях. Его состояние было очень похоже на мое. Это показалось нам очень странным, ведь мы несколько ночей провели в местных пещерах во время сильной грозы, и ничего подобного не испытали!

Истории о подобном воздействии на людей караимского кладбища не единичны. Был случай, когда большая "команда" панков решила заночевать прямо на кладбище. После наступления темноты все они, под действием сильнейшего страха убежали с кладбища, бросив свои пожитки, которые осмелились забрать только утром. А панки, как известно, народ неприхотливый, и в "бабушкины сказки" верить не склонный!

Кладбище расположено в ущелье, по обе стороны которого вырастают два весьма крутых склона, и его территория вытянута с запада на восток. За счет такого необычного положения есть ощущение, что ты находишься в центре огромной воронки…

Мангупский мальчик

Величественный Мангуп овеян тайнами и преданиями. Самый известный их персонаж — Мангупский мальчик. Предания о нем, как часто бывает с устным творчеством, сильно расходятся между собой. Сейчас уже тяжело установить, какая из версий легенды является более правильной.

Давным-давно готское княжество Феодоро, стоявшее на горе Мангуп, было процветающим государством, но ему постоянно угрожали набеги врагов. Для того, чтобы защитить свой город, жители решили построить высокую и мощную стену.
Тяжело было строить стену, но строители работали, не покладая рук. И как только стену почти достроили, она рухнула. Стали строить ее опять, но и на этот раз она не устояла. И другие попытки оказывались тщетными.
Тогда по какому-то страшному пророчеству решили замуровать в стену в стену княжеского сына.
С тех пор на Мангупе и в окрестностях стал появляться мальчик в старинных одеждах в сиянии. Губы мальчика шевелятся, как будто он хочет что-то сказать или предупредить о чем-то.

В 1966 году трое путешественников забрались на Мангуп. Шел сильный дождь, дул ветер. Туристы поставили палатку и собрались спать, но вдруг услышали какие-то всхлипы. Сначала подумали, что это какая-то птица, но звуки были похожи на плач ребенка. Плач усиливался. Один из парней вышел посмотреть, но так и не вернулся.
Через пару дней жители соседнего села зашли на Мангуп за сеном, там обнаружили палатку с совершенно седым парнем, который твердил: «Он плачет, он все время плачет!»

А в отчетах Контрольно-спасательной службы Бахчисарайского района за тот год есть описание исчезновения двух туристов на Мангупе. Потом их нашли в разных районах в нескольких километрах от Мангупа, обоих в сильнейшем потрясении. Они не помнили, как очутились в другом месте. Их доставили в психиатрическую больницу.

Говорят, что призрак мангупского мальчика — ребенок, чудом уцелевший во время резни 1475 года, который бродит по родному городу и ищет родителей…

В 1475 году турки захватили Мангуп. Защитники были убиты, а наследника княжества Феодоро хотели взять в плен и забрать к султану, чтобы воспитать в чужой вере, такие были нравы.
Но мальчик знал, что лучше умереть, чем жить вечным заложником среди убийц. Забрался он на стену и камнем вниз бросился с отвесной скалы.
С тех пор призрак его является на Мангупе, но не пытайтесь за ним угнаться. Коварны отвесные стены пещерного города, немало людей, среди которых были даже опытные альпинисты, разбилось на здешних скалах.

Это не все версии легенды о мангупском мальчике. Верить в них или нет — дело ваше.

Но, не только своей красотой и богатой историей знаменит Мангуп- кале. Своими неразгаданными тайнами и легендами, как магнит, он притягивает путешественников всех мастей попытаться разгадать хоть одну загадку. Но «дедушка Мангуп» строго охраняет от любознательных свои секреты.

Но про таинственные  экспедиции стоит рассказать.

Одна из самых загадочных страниц новейшей истории Крыма повествует об экспедиции, которая была организована ВЧК-ОГПУ в 1927 году. Утверждается даже, что эта экспедиция обнаружила в Крыму таинственные пещеры, представляющие собой своеобразные «врата времени».

Секретная экспедиция в Крым была проведена Лабораторией нейроэнергетики по личному распоряжению председателя ВЧК Феликса Дзержинского в 1926 году. По утверждению историка Валерия Демина, Барченко возглавил совершенно секретную экспедицию в пещеры Крыма, целью которой была «поиски остатков древних цивилизаций, которые, согласно концепции русского ученого, владели универсальным Знанием по управлению психикой человека». 

Что нашли большевики остается неизвестным, поскольку Глеб Бокий и Александр Барченко в 1937-1938 годах были расстреляны.

Бахчисарай стал базой научной экспедиции не только для секретной экспедиции Барченко. Спустя годы здесь же, в Бахчисарае, будет временная ставка выдающегося гитлеровского полководца Эриха фон Манштейна (1887–1973), а в Крыму у нацистских исследователей также появятся свои интересы, направленные в далекую древность.

Во время оккупации Крыма немцами поиски Святой Чаши продолжились. С декабря 1941 года ими руководил группенфюрер СС и генерал-лейтенант полиции Отто Олендорф, руководитель «Эйнзацгруппы D», известный под прозвищем «Рыцарь Грааля», которое ему дал Генрих Гиммлер. Сотрудники эйнзацгруппы тщательно обыскали старые кенассы и мечети, мавзолей дочери Тохтамыша Джанике-ханум, пещеры Чуфут-кале и Мангупа, руины храмов и горных крепостей. За свою деятельность в поисках Святого Грааля Олендорф получил от Гитлера Железный крест первой степени. Отто Олендорф был арестован американцами в победном сорок пятом и казнён.

Мангуп-Кале хранит много тайн, загадок и легенд, которые предстоит ещё разгадать.

Руководитель «Крым-Космопоиск»

Вдовиченко Евгений.